Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ведущей деятельностью, обеспечивающей наиболее интенсивное развитие в младшем школьном возрасте, выступает учеба. Поэтому важно, чтобы именно школа сложилась как психологически необходимый ребенку институт, где дети могли бы разносторонне развиваться, учились бы открыто выражать свои чувства и мысли.
Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его чуткость и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе - положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других. Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью изучения особенностей формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте и недостаточной психолого-педагогической помощи младшим школьникам по развитию учебной деятельности.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявить, каковы особенности формирования мотивационно-потребностной сферы в младшем школьном возрасте в учебной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть формирование мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в учебной деятельности.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: процесс формирования мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в условиях обучения, будет проходит более эффективно, если будут учтены следующие психолого – педагогические условия:
- обеспечение целостности и последовательности воспитательного процесса для формирования мотивационно-потребностной сферы младшего школьника;
- обеспечение доверительных отношений между субъектами учебно-воспитательного процесса через организацию сотрудничества, содружества, взаимопомощи между субъектами образовательного пространства;
- внедрение и апробация программы по формированию мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в развивающем учебно-воспитательном процессе» в начальной школе.
В соответствии с исследуемой проблемой, целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ научной, историко – педагогической, психологической литературе по теме исследования;
2. Выявление психолого-педагогических условий, влияющих на формирование мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
3. Определение социально-педагогических факторов деятельности педагога, способствующих формированию мотивационно-потребностной сферы младшего школьника;
4. Определение структуры и содержания программы по формированию мотивационно-потребностной сферы младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование. В качестве психодиагностических использовались методики: «Цветик – семицветик» (Т. В. Ткачева), Изучение личностного развития младшего школьника в учебно – воспитательном процессе (И. Г. Шаламова)
Структура исследования. Работа состоит: из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы формирования мотивационно-потребностной сферы младшего школьника
В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, включающая потребности, присущие всем людям (жизненные, духовные, коммуникативные и др.), потребности в безопасности, успехе, получении разнообразных впечатлений и др. Эти потребности лежат в основе различных мотиваций.
В структуре мотивационно - потребностной сферы младшего школьника значительное место занимают учебные мотивы. В работах Л. И. Божович [6] выделяются следующие типы учебных мотивов, которые составляют две большие группы: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее осуществления) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями ребенка с другими людьми) (рис. 1).
Рис.1. Мотивационно-потребностная сфера
К когнитивным мотивам относятся следующие:
1. широкие познавательные мотивы, заключающиеся в ориентации на приобретение новых знаний. Они проявляются в учебной деятельности в успешном выполнении заданий, обращении к взрослым за новой информацией, а также в стремлении выполнить задания без внешней инициативы.
2. учебно-познавательные мотивы, заключающиеся в ориентации детей на освоение способов получения знаний. Они проявляются в самостоятельном поиске путей решения проблемы, познавательных вопросах к взрослым, самоконтроле при выполнении учебной задачи.
3. мотивы самообразования, направленные на самосовершенствование способов получения знаний (работа с книгой, поиск новых способов решения познавательных задач, просмотр передач, беседы со взрослыми и др.).
Социальные мотивы включают в себя следующее:
1. широкие социальные мотивы, в том числе стремление к получению знаний на основе реализации социальной потребности, стремление занять новое положение в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.
2. узкие социальные мотивы, заключающиеся в желании получить одобрение со стороны взрослых, уважение со стороны сверстников.
Кроме того, они также рассматривают игровой мотив, который неадекватно переносится на учебную деятельность ("я хочу пойти в школу, потому что там можно играть с друзьями").
Каждый из этих мотивов в той или иной мере присутствует в мотивационной сфере младших школьников, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого обучающегося степень выраженности и сочетания учебных мотивов индивидуальна. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов оказывает положительное влияние на эффективность учебной деятельности. Преобладание игрового мотива, неадекватно перенесенного на учебную деятельность, оказывает негативное влияние на успешность усвоения учебного материала.
Учебные мотивы младших школьников развиваются и дифференцируются в тесной взаимосвязи с эмоциональной и волевой сферами. В исследовании Н. А. Степановой [34] выявлены существенные изменения в мотивационной сфере личности младших школьников в процессе обучения. Учебные мотивы младших школьников изменяются неравномерно, наиболее значимые изменения учебных мотивов выявлены у учащихся 3-х и 4-х классов. Специфика мотивационной сферы обучающихся на начальном этапе обучения представлена широкими познавательными и социально - образовательными мотивами, что можно объяснить повышенным интересом младших школьников к новым социально значимым видам деятельности, связанным с приобретением знаний, стремлением реализовать себя как успешного обучающегося. С возрастом образовательные мотивы младших школьников расширяются и дифференцируются. Мотивы достижения и саморазвития становятся более значимыми. Возрастает значение социальных мотивов для обучения. На завершающем этапе обучения в начальных классах возрастает значимость оценок для учащихся, желание соответствовать роли успешного ученика, быть культурным и образованным человеком, возрастает значимость взаимоотношений с одноклассниками.
Динамика интереса учащихся начальных классов к основным и дополнительным учебным предметам неодинакова на протяжении всего курса обучения. Интерес учащихся к основным предметам с 1-го по 2-й класс возрастает, а к дополнительным предметам снижается. В 3 классе наблюдается снижение интереса к основным предметам и повышение интереса к дополнительным. К 4-му классу интерес к основным учебным предметам снова возрастает, а к дополнительным предметам снижается. Высокий интерес к основным предметам на начальном этапе обучения связан со стремлением младших школьников проявить себя как успешных учащихся, свои достижения по значимым и сложным предметам. Основные предметы оказались более привлекательными, так как они в полной мере отражают представления учащихся об учебных знаниях, умениях и навыках, которые необходимо освоить в школе.
Интерес к основным предметам обусловлен влиянием мнений взрослых, которые выделяют их как наиболее важные. Снижение интереса к основным предметам в 3 классе может быть связано с дифференциацией и расширением учебных мотивов, интересов, повышением значимости социальных ценностей. Младшие школьники стремятся реализовать себя в более легких и доступных предметах, так как программа по основным учебным предметам становится более сложной. Повышение значимости основных предметов для учащихся 4 класса свидетельствует о повышении осознанности процесса обучения, формировании устойчивого познавательного интереса. Таким образом, внутренняя логика развития мотивационной сферы проявляется в неравномерности учебных мотивов и интереса к учебным предметам в процессе обучения и возрастает к концу обучения (3-й, 4-й классы).
С. Б. Гани, В. А. Гани отмечают, что познавательная мотивация развивается в наибольшей степени у хороших обучающихся, в меньшей степени у отличников и троек; мотив получения высокой оценки и мотив избегания неудачи менее присущ хорошим обучающегося, в большей степени у отличников и троек; престижная мотивация развивается преимущественно у отличников; мотивы самосовершенствования и самообразования, как правило, не характерные для младших школьников, проявляются только у хороших обучающихся.; общеобразовательная направленность в большей степени присуща хорошим ученикам по сравнению с детьми с другими уровнями успеваемости и связана с их познавательной мотивацией. Авторы приходят к выводу, что в целом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
2. Абушенко, В. Л. Личность. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896с.
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – Минск: Издательство «Университетское», 1980. - с.237
4. Белухин, Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. - М.: «Новая школа», 1996. - 320с.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избр. труды / П.П.Блонский. – Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1990. - 140 с.
8. Вейнвальд, Н.И. Психология личности / Н.И. Вейнвальд. - М., 1987. – 222 с.
9. Востриков, А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового обращзовательного стандарта общего образования / А.А. Востриков // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 13. - С. 178-182.
10. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: «Эксмо», 2005. - 1136 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991
12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО – Пресс 2009 г. – 50 с.
13. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. Пособие / под ред. В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988.– 237с.
14. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - 2005. - №4. - С.69
15. Евдокимов, К.В., Беркин, Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - № 4.-С.213.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
17. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образования[Электронный ресурс] / Л.А. Ильина. - Режим доступа: https://nsportal.ru/(Дата обращения 01.11.2020)
18. Кирилишина, И.Ю. Социальные мотивы поведения у младших школьников и их развитие в процессе социально-психологического тренинга : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Иркут. гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2006. - 24 с.
19. Кон, И. С. Личность // Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров – СПб.: Норинт -2002. – 1446.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989.-256с.
21. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.
22. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. – Люберцы.: Юрайт, 2016. - 291 c.
23. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. 2004. № 1. С. 51—65
24. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина - М.: Просвещение, 1976. -120 с.
25. Лопатина, А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах /А.А Лопатина, М.В. Скребцова– М.: Амрита-Русь, 2007. – 304 с.
26. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 3. период дошкольного и младшего школьного возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2017. - 155 c.
27. Младший школьник : Развитие познават. способностей : Пособие для учителя / [И. В. Дубровина и др.]; Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. – 206 с.
28. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1983. - 65 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., / В.С. Мухина - М.: Academia, 1999. - 456 с.
30. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 1996.– 160с.
31. Программа начального общего образования УМК «Школа России» / Под ред. кандидата педагогических наук А.А. Плешакова. - М.: ВЛАДОС. - 188с.
32. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1992. –720с.
33. Семаго, Н. Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго– СПб.: Речь, 2010. – 385 с.
34. Степанова, Н.А. Динамика личностного развития младших школьников / Н.А. Степанова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2010. - № 2. - С. 89-93
35. Фресс, П.Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. - М; 1975. – 289 с.
36. Юферова, М.А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. А. Юферова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского". - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2012. - 111 с.
37. Freud, Ernest (Ed.). Analysis terminable and interminable. In Standard edition (Vol. 23). (Originally published, 1937.)